Общие понятия самооценки. Уровень притязаний - его проявление. Воспитание ребенка как личности.
 
 
Зона бесплатного сервиса для студентов и учащихся!

ZonServis.narod.ru
All students to respect!
Разделы статей:



 

Общие понятия самооценки. Уровень притязаний - его проявление. Воспитание ребенка как личности.

 

Общие понятия самооценки. Уровень притязаний - его проявление. Воспитание ребенка как личности.

 

Большое влияние на все аспекты жизнедеятельности и поведение, имеет такое качество личности как самооценка.

 

Самооценка - оценка себя, своей деятельности, своего положения в определенной группе или организации и в кругу друзей, а также отношение к окружающим и не менее важным является критическое отношение к своим способностям и возможностям. Термин «самооценка» приравнивают к термину «самоуважение». Самооценка показывает, как человек оценивает себя по отдельным свойства, а самоуважение - общая оценка.

 

Самооценка формируется с детства в процессе общения »следующим этапам:
а) внимание со стороны взрослых;
б) сотрудничество с ними;
в) чувство уважения с их стороны;
г) взаимопонимание.

 

Взаимоотношения ребенка с родителями на каждом из этапов самооценки, зависит от его отношения к себе. Если родители неоправданно подчеркивают реальные и вымышленные достижения ребенка, то это станет причиной формирования у нее завышенной самооценки и уровня притязаний. И наоборот, недоверие родителей к возможностям ребенка категорически подавит норму детского негативизма, могут привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности и заниженной самооценки.

 

Формирование самооценки продолжается в школьные годы:
> Конкретные оценки учителей и окружения.
> Успехи в учебе, должны способствовать формированию адекватной самооценки.

 

А для лучшего формирования самооценки, учитель должен дать возможность ученику самому оценить свой ответ и рецензировать ее с ответами других учеников. Она применяется как в теоретических так и практических частях знаний, умений и навыков. А для того чтобы ученику легче определиться, его и других учеников знакомят с нормами и критериями оценивания знаний, умений и навыков. Каждый человек имеет сложившиеся свои уровни самооценки, а также в период жизни формируются и уровне притязаний.

 

Уровень притязаний человека - это его потребности, мотивы или тенденции, что имеют проявление в степени трудности цели, которую он ставит перед собой. Уровень притязаний зависит от веры в свои способности и стремлении получить репутацию. Этого можно достичь за счет успехов в определенной сфере деятельности или экстравагантности одежды и стиля поведения.

 

Воспитание ребенка как личности

 

Термин «воспитание» употребляется в педагогической науке в четырех смыслах:

 

• в широком социальном, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общества и всей действительности, которая включает в себя не только позитивную направленность, но и конфликты и противоречия, здесь личность может не только формироваться под влиянием социальной среды, но и деформироваться, или, наоборот, закалиться в борьбе с трудностями, «делать саму себя».

 

• в широком педагогическом, когда имеется в виду воспитание в деятельности школ, техникумов, университетов и других учреждений, где персонал руководствуется педагогической теорией и ее практическими методическими рекомендациями.

 

• в узком педагогическом, когда воспитание является целенаправленным воспитательной деятельностью педагога, чтобы достичь определенной цели в коллективе.

 

• в предельно узком, когда педагог или родитель решают конкретную индивидуальную проблему воспитания или перевоспитания.

 

В последнее время понятие «воспитание» в ограниченно узком смысле все больше приобретает значение жизнетворчества. Жизнетворчество предполагает открытость жизни учащихся для добрых дел, коллективной работы для других людей, заботы о них, взаимопомощи, милосердия и другое. В этом контексте «воспитания» означает совместную деятельность воспитателя и воспитанника, направленную на формирование субъективной основы личности - его сознания, духовных ценностей, переживаний, опыта.

 

В отличие от общественного, семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимоуважения, сочувствие, сопереживание и т.д.. Они определяют нравственную атмосферу семьи и взаимоотношения, которые влияют на человека в течение жизни. Если в семье отсутствует гармония, а взрослым присущи вредные привычки, думаю, лживость, асоциальное поведение, то развитие личности осложняется, семейное воспитание становится отрицательным фактором формирования личности ребенка, семья приобретает проблемный характер.

 

Под влиянием неблагоприятных социальных, экономических, психолого - педагогических факторов, присущих проблемной семьи, в личности подростка происходят серьезные деформации. По данным социологических, психолого-педагогических исследований подросткам из таких семей характерны трудности при построении взаимоотношений с окружающими людьми, этажность чувств, потребительское отношения, привычка жить по подсказке других, сложность при построении взаимоотношений, порущення в сфере сознания, углубление проблем в освоении учебного материала, проявления циничного поведения, бродяжничество и т.п.. В отношениях со взрослыми у подростков с проблемной семье возникают чувство своей ненужности, потери своей ценности и ценности других людей.

 

Основным достоянием подросткового возраста является самосознание, самооценка, представление о себе как о субъекте деятельности, общения. Функционально самосознание состоит из единства самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, саморегуляции. Через самопознание подросток осознает свою значимость. Обобщенные результаты познания и эмоционально - ценностного отношения к себе закрепляются подростком результате соответствующей самооценки. Представление о себе, как «Я - образа» формируются на основе различных оценок своей личности, поэтому общая самооценка складывается из многих составляющих: оценки своих моральных качеств, способностей и возможностей в различных видах деятельности, внешности, места в коллективе и т.д..

 

Основными характеристиками самооценки является степень адекватности мера устойчивости и значимости. По адекватной самооценки подросток объективно оценивает свои качества. Однако самооценка может не соответствовать реальным возможностям и объективной оценке подростка, которую дают другие люди. В таких случаях речь идет о неадекватной самооценке личности, которая может быть завышенной или заниженной, потому что самооценка различных сторон личности может находиться на разных уровнях адекватности.

 

Значимость каждой составляющей самооценки личности также неодинакова. Она связана с определенным видом деятельности, где подросток пытается самоутвердиться. Неудачи вызывают у подростка переживания заставляют пересмотреть свои возможности, способности, снизить уровень требовательности или начать работу по самосовершенствованию.

 

На основе значимых сомо оценок основывается самоуважение, что является обобщенной самооценкой личности, степени восприятия себя как целого. Самооценка подростка формируется под влиянием окружающих: родителей, учителей, товарищей, а также результатов собственной деятельности. В подростковом возрасте отношение к себе идет на фоне повышенной эмоциональности, ранимости, тревожности, притирич. Подросток еще не умеет правильно относиться к себе, своих способностей, качеств личности как положительных, так и отрицательных.

 

Адекватная самооценка подростка формируется при благоприятных внешних условий: требовательности, справедливого отношения и доброжелательности к подростку в семье, объективной педагогической оценке качеств личности, результатов деятельности подростка, адекватной общественного мнения. При неблагоприятных условиях общества: экологических, социальных, экономических, идеологических и т.д.. Целенаправленное формирование личности осуществляется в социальной системе путем воспитания окружающей среды и плохого воспитания у подростка формируется неподходящая самооценка. Подросток в такой семье не способен выработать четкие нравственные критерии. Такая ситуация в семье дополняется неответственным отношением и позицией подростка в учебном заведении, что зачастую приводит к формированию заниженной самооценки. Такая самооценка подростка вызывает неадекватные, острые переживания, неуверенность, чувство неполноценности, недовольство своим местом в коллективе. Переживания способствуют формированию у него негативных качеств, отклонений в поведении, чтобы избежать негативной оценки, он начинает врать, приспосабливаться и т. п.

 

Результаты исследований фиксируют продолжавшихся занижение самооценки в значимой для подростка сфере приводит к низкой самоуважения. Подросток из проблемной семьи, как правило, разочарован в себе, считает себя неудачником, не видит возможности изменить свое положение, а его поведение становится агрессивным, поступки грубыми: он хулиганит, участвует в драках, ограблениях слабых и младше себя, бежит из дома, употребляет алкоголь, наркотические и психотропные вещества. Заниженная отрицательная оценка личности присуща подросткам - жертвам семейного насилия. У них возникает чувство вины, неполноценности, беспомощности, что обусловливает деформацию личности и поведения. Оценивая свои моральные качества, подросток из проблемной семьи достаточно адекватно отмечает, что он ленивый, недисциплинированный, грубый, эгоистичный. Давая оценку своей учебной деятельности он равнодушно характеризует свои знания как плохие и несистематические; подчеркивает, что безответственно относится к выполнению д. любых задач.

 

Однако все это вызывает у него тревогу, переживания, попытки исправить положение, изменить все к лучшему. До такого подростка учителю или воспитателю очень трудно найти подход и убедить в необходимости работать над собой. Подросток из проблемной семьи, у которого заниженная самооценка, как правило, отличается циничным, надменным отношением к окружающим, часто значимость для него состоит в сфере искаженных, мнимых, фальшивых ценностей, неправильных убеждений, негативных привычек, развлечений, происходит замена незначимых самооценок другими , с его точки зрения значимыми, не вызывая при этом противоречий. Многие ученые считают данную ситуацию определенным компенсирующим фактором, который как бы отделяет такого подростка из проблемной семьи от психотравмирующих воздействий не успеха выполнении какой-то деятельности.

 

Поделись ссылкой на страницу с друзьями-
Яндекс.Метрика
Развлечения | Статьи | Полезные ссылки | Психология | Разное
Сайт создан в 2011 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору! Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только с разрешения автора(zheka290990@mail.ru)!
 
Сайт создан в системе uCoz