Болезнь есть целебное средство самой природы с целью устранить расстройство в организме; следовательно, лекарство приходит лишь на помощь целительной силе природы.
(Артур Шопенгауэр)
Тибетская медицина. Исторические сведения о возникновении Тибетской медицины.
I. Тибетская медицина.
Тибетская медицинская система представляет свод восточной информации о человеке, его организме, собранной тысячелетия назад. Тибетская медицина применяет лекарства природного происхождения. В древних восточных медицинских системах первостепенной внимание уделяется вопросам сохранения, поддержания здоровья, профилактики заболеваний. Профилактика заболеваний, сохранения здоровья разработаны в Тибетской медицине детально с применением индивидуального подхода и определения пищи, природной конституции, учитывается воздействие различных факторов внешней среды.
Тибетская медицина сформировалась в XVII в. нашей эры в Тибете и Центральной Азии, на ее развитие оказали влияние медицинские системы соседних стран: Индия, Китай, Ирана. Основными трактатами Тибетской медицины являются "Чжуд-ши", "Вайдурья-онбо", "Ахантаб".
II. Исторические сведения о возникновении Тибетской медицины.
Врачебная наука Тибета получила начало в Идии во времена глубокой древности, а развилась и процветала в Тибете. В истории врачебной науки Тибета различают периоды. Первоначальный период носит легендарный характер, так как первыми врачами в Индии считались божества и небожители. В первом периоде медициной занимались духи: Нюрба, Асвин, Индра, Небесная дева и другие, во втором - восемь реши-мудрецов, в третьем - представители браминствай, в четвертом - сторонники Будды с Цо-Энед-Ионинну во главе. Автором "Чжуд-ши" считается Цо-Жед-Шоны. В "Чжуд-ши" вкратце излагается вся врачебная этика. Цо-Жед-Шоны, как говорит предание, был сыном царя индийского города Сарвасти и купеческой дочери. Достигну зрелого возраста, он посвятил себя изучению внутренних болезней и хирургии в стране, где занимаются исключительно воздвижением каши (предположительно страна пирамид - Египет). Благодаря многих языков он легко сходился с жителями различных местностей; поселившись в городе Раджагриху, Цо-Жед-Шоны приобрел славу искусного врача. Когда и где была написана его книга, неизвестно, но на нее ссылаются и Тибетские врачи. "Чжуд-ши" является доступной практически для всех еще с IX в. и получила свое развитие в последующих трудах тибетских медиков.
Основными положениями Тибетской медициныы являются:
1) три системы регуляции организма;
2) понятие о тепле, холоде, горячих и холодных болезнях.
Согласно положениям тибетской медицины основные процессы в организме регулируют три системы:
1) рлунг - ветер;
2) мкрис - желч;
3) бадхан - слизь.
В первой системе регуляции происходят подобно ветру.
Во второй - регуляции, подобные способам распространения желчи, подобные желчи, которая вырабатывается в клетках тканей, распространяется по сосудам, попадает в различные органы и ткани.
Третья система имеет фактор регуляции подобно слизи, образуется в тканях и оказывает в месте образования свое влияние, является местно тканевым способом регуляции.
В каждой из этих систем регуляции различают 5 подсистем, которые имеют свои названия, соответсвующие функциям организма.
Каждая из 3 систем имеет центральное и периферическое образования.
Центральные и структурно-морфологические образования образуются начиная с эмбрионального периода.
Система ветра у эмбриона закладывается в глазу, в пояснично-крестцовой области. У взрослых центр находится в поясничной области.
Система желчи находится во внутриутробном периоде в печени эмбриона, после рождения присутствует во всех тканях взрослого человека.
Система слизи закладывается у эмбриона в мозгу, в последующем остается центральным органом нервной системы, имеет представительство во всех тканях организма.
Поделись ссылкой на страницу с друзьями-
|